Часть пятая

При рассмотрении дореволюционного опыта надо иметь и ввиду, что российская благотворительность развивалась не изолированно от западной; что в дореволюционных журналах по вопросам благотворительности существовали разделы, посвященные зарубежному опыту; что в начале XX века состоялось два международных конгресса по вопросам благотворительности и общественного призрения, в которых принимала участие и Россия; что после 1917 года дело призрения и попечения бедных было монополизировано государством, процесс развития института благотворительности в России был остановлен, тогда как в других странах он продолжал развиваться. И, пожалуй, основное возражение сторонникам «возрождения» благотворительности на основе дореволюционного опыта: благотворительность как всякий социальный институт меняется в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий. Россия, в которой мы сейчас живем - это уже не Советская Россия, более того - это совсем иная страна, нежели Россия до 1917 года. Поэтому обсуждение возможности возрождения дореволюционного института благотворительности подобно дискуссии о том, можно или нет вернуть царскую Россию и ее институты.


Очевидно, назрела потребность в серьезных междисциплинарных исследованиях, что, судя по литературе, осознается учеными. Об этом свидетельствуют отдельные работы, где наряду с исследованием того или иного аспекта современной благотворительности дается исторический анализ, а также сборники, в которых собраны материалы как по истории, так и по современным аспектам благотворительности.

Оглавление:

Hosted by uCoz