Часть третья

Между тем, в другой работе по истории нищенства и благотворительности читаем, что в России всегда приглядывались к тому, что делалось в других странах в отношении нищих. В XV веке Европа осознала, что репрессиями трудно уничтожить бедность и перевоспитать тунеядцев, и с этого времени стала формироваться система, направленная на повышение благосостояния народа: репрессии - для ленивых, помощь - терпящим нужду. Первый работный дом для нищих был открыт как раз в Англии в 1697 году [24].


Сторонники следования дореволюционным традициям видят нарастающее противоречие между необходимостью более эффективной социальной защиты населения, развития социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности - с другой [53], Они полагают, что в большинстве своем благотворительные организации современной России обращаются не к дореволюционному опыту, а к западным образцам, что в некоторой степени сужает их представление об этом социальном институте. Однако эта точка зрения нигде не подкреплена ни анализом современной ситуации, ни сравнительными исследованиями.


Очевидно, что в дореволюционном опыте не все было так благополучно, как представляется некоторым исследователям. В. Г. Афанасьев и А. Р. Соколов в своей работе цитируют одного из авторитетнейших дореволюционных специалистов Е. Д. Максимова, написавшего в 1895 году следующее: «В нашем отечестве <...> дело общественного призрения не представляет никакой системы <...> Учреждения действуют без всякой связи между собой <...> Множество частных благотворительных обществ и учреждений возникает и действует совершенно случайно, оказывая благодеяние часто людям, его не заслуживающим, или эксплуатирующим средства этих обществ и учреждений, делая из получения помощи своего рода промысел <...> Дело призрения не имеет соразмерности ни в действиях своих, ни в средствах, ни, наконец, единства в целях» [10].

Оглавление:

Hosted by uCoz